Вопрос-ответ
логотип Ростовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ
_
Имеют ли право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог дошкольной образовательной организации, в которой имеются воспитанники с ОВЗ? (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»)

Продолжительность удлиненных отпусков педагогическим работникам установлена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017). В частности, в Приложении к данному постановлению Правительства РФ в пункте 4 Раздела I. «Дошкольные образовательные организации» указано, что педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, имеют право на ежегодный удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

В подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" в числе должностей педагогических работников указаны: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и педагог-психолог. Следовательно, лица, занимающие указанные педагогические должности в дошкольных образовательных организациях и работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. А лица, занимающие указанные должности и работающие с обычными (здоровыми) детьми имеют право на отпуск меньшей продолжительности – 42 календарных дня (п. 1 Раздела I. «Дошкольные образовательные организации»).

Имеет ли право на длительный отпуск сроком до 1 года заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ. Стаж педагогической работы более 30 лет.

Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Однако порядок и условия предоставления такого отпуска определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. В настоящее время по этому вопросу действует Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 N 644 "Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года"(далее по тексту – Порядок). 

Согласно п.2 Порядка педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 (далее по тексту – Номенклатура) имеют право на длительный отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы.

В разделе I Номенклатуры не указана должность заместителя директора вообще, значит, – и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в частности. Заместители руководителей (директоров, заведующих, начальников) указаны в разделе II Номенклатуры. Это означает, что заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ не имеет права на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.

Обращаем Ваше внимание на то, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором (п. 5 Порядка). Следовательно, что если в коллективном договоре не предусмотрены указанные положения, то получение такого отпуска и теми лицами, которые занимают должности педагогических работников. включенные в раздел I Номенклатуры, - будет проблематичным, поскольку они не регулируются Порядком.

Какова продолжительность оплачиваемого отпуска учителя-логопеда ДОУ, если он занимается с ребенком с ОВЗ, который посещает группу направленности?

Данный учитель имеет право на ежегодный удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Аргументы (обоснование): В соответствии с Приложением к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных – Постановление № 466) продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогических работников дошкольных образовательных организаций, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей образовательных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678), составляет 42 дня (ч. 1 раздела I приложения к Постановлению № 466), а тех же работников, но работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, составляет 56 дней (часть 4 раздела I приложения к Постановлению № 466). Следовательно, все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с детьми с ОВЗ, имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней. При этом, предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков. Таким образом, сам факт наличия ребенка с ОВЗ дает право на удлиненный ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней, поскольку законодательство не связывает данное право ни с количеством затраченного времени на работу с  такими детьми, ни с их количеством. Данные разъяснения установлены также письмом Минобрнауки России № 08-ПГ-МОН-26725 от 20.07.2017 г. 

Прошу дать разъяснение по вопросу возможности начисления компенсационных выплат за выслугу лет учителю за работу в Украине на основании Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся – мигрантов от 15 апреля 1994 г.

В связи с тем, что вопрос, к сожалению, некорректен, - сложно дать точный ответ по данной проблеме.

Аргументы (обоснование): Для того, чтобы разобраться, необходимо точно знать информацию по следующим вопросам:

1.    Что имеется в виду по понятием «компенсационные выплаты за выслугу лет»? По своей сути доплаты за выслугу лет можно отнести к числу стимулирующих выплат, а не компенсационных. Более того, понятие «выслуга лет» применима только в отношении лиц, проходящих (проходивших) государственную или муниципальную службу. Например, см.: Приказ Генпрокуратуры России от 21.05.2012 N 213 "Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации". Согласно данному документу право на получение доплаты за выслугу лет прокуроры имеют со дня назначения на должность, научные и педагогические работники - с момента присвоения классного чина прокурорского работника.

Для педагогических работников общеобразовательных организаций и иных образовательных организаций - подобные выплаты не устанавливаются, т.к. их трудовая деятельность не называется «службой». Для них возможно установление соответствующих доплат или надбавок за педагогический стаж работы. Однако подобные выплаты не устанавливаются на федеральном уровне (подобные выплаты также относятся к числу стимулирующих). Они возможны в рамках субъектов РФ, муниципальных образований, коллективных договоров и локальных нормативных актов. Исключение составляют случаи, когда педагогический стаж признается в РФ лицам, которые признаны гражданами РФ в соответствии с ч. 1 ст. 4 ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы (см.: ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ (ред. от 26.07.2019)).

2.    Что касается работы на Украине, то здесь также следует уточнить: в каком качестве учитель работал на территории этого государства? В какой период? Являлся ли он трудовым мигрантом, чтобы претендовать на включение педагогического стажа на Украине в трудовой стаж в России? Следует уточнить то обстоятельство, что распространение Соглашения от 15.04.1994 (ред. от 25.11.2005) "О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" касается именно работников-мигрантов. Таковыми признаются - лица, постоянно проживающие на территории Стороны выезда, которые на законном основании занимаются оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. Иными словами, чтобы применить положения ст. 4 о том, «трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами» указанного Соглашения, необходимо, чтобы учитель был трудовым мигрантом (чтобы применять в отношении условного учителя данный документ, следует иметь ситуацию, при которой учитель (гражданин России) выехал на Украину с целью выполнения оплачиваемой работы и теперь опять проживает в РФ). 

О том, что Украина вышла из данного Соглашения у меня нет сведений. Однако по официальному сообщению МИД РФ 01.04.2019 г. было прекращено действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. Но из СНГ Украина так и не вышла, хотя и при подписании Договора стран СНГ от 24.09.1993 "О создании Экономического союза" Украина приняла на себя только часть обязательств и вступила в Союз в качестве ассоциированного члена.

На основании изложенного, при уточнении формулировки Вашего вопроса, будет дан более точный и аргументированный ответ.

Положено ли выплатить педагогическим работникам стимулирующие выплаты (результативность за качество ….) за работу в режиме дистанционного обучения?

Да, положено.

Аргументы: Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из трех элементов, включающих – вознаграждение за труд (как правило, это оклад или тарифная ставка и т.п.), которое представляет собой основную часть заработной платы; компенсационных и стимулирующих выплат (дополнительная часть заработной платы). Поэтому стимулирующие выплаты – это неотъемлемая часть заработной платы работника.

В период самоизоляции (см.: указы Президента РФ от 25.03.20 № 206, от 02.04.20 № 239 и от 28.04.20 № 294 периоды с 30 марта до 11 мая (за исключением нерабочих праздничных дней были объявлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы в связи с введением на территории Российской Федерации режима самоизоляции с целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). До настоящего времени период самоизоляции для работников образовательных организаций на территории Ростовской области продолжает действовать. Поэтому педагоги работают с обучающимися удаленно. Это означает, что они продолжают свою работу. Обращаю Ваше внимание на то, что в период самоизоляции на уровне Российской Федерации (до 11 мая 2020 года) за теми работниками, которые не могут выполнять свои трудовые обязанности в указанный период согласно упомянутых выше указов Президента РФ сохраняется заработная плата (т.е. для них действует период нерабочих дней). Так, согласно Письму Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5 «Сотрудникам, на которых распространяются указы о нерабочих днях, нужно выплатить зарплату, предусмотренную трудовым договором. Она, как правило, включает в себя:

- должностной оклад;

- компенсационные надбавки и стимулирующие выплаты, если они установлены на предприятии.

В итоге работник должен получить такую же оплату, какую имел бы, если бы полностью отработал нерабочие дни: выполнил норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате».

Напротив, педагогические работники продолжали и продолжают выполнять установленную им трудовыми договорами работу – только удаленно (дистанционно). И указанный период для них являлся и является обычными рабочими днями. По этому поводу Минтруд России разъяснил, что если организация продолжает свою деятельность, она оплачивает работникам этот период в обычном размере. Более того, работодатель может самостоятельно установить повышенную оплату (см.: Информация Минтруда России от 02.04.2020 (https://rosmintrud.ru/employment/54). Поэтому работники должны получить не только оклады по занимаемым должностям, но и стимулирующие выплаты (за качество). 

В противном случае действия работодателя можно квалифицировать – как невыплату заработной платы в полном объеме. За такие действие положениями ст. 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя согласно указанной выше норме в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Является ли использование унифицированной формы Т-12 нарушением?

Согласно ч. 4 ст.9 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019)«О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Следует отметить, что с 01.01.2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являлись обязательными к применению, включая унифицированную форму Т-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Они тем не менее могли использоваться на основании распорядительного документа руководителя организации (учреждения).Однако в 2015 году (30 марта) был принят Приказ Минфина России № 52н были утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых, в том числе,государственными (муниципальными) учреждениями. Данные формы обязательны для применения (см.: письмо МинфинаРоссии от 10.06.2015 с Минфина России от 10 июня 2015 г. N 02-07-07/33768). 

1.    Вопрос: является ли обязательным применение ГОСТа 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, разновидности, технические требования» (введен Постановлением Государственного комитета стандартов СССР от 17 июля 1972 года №1411)?

Ответ: Гост 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, разновидности, технические требования» по данным Росстандарта является действующим и применяется на территории России в настоящее время (см.: официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии) (дата обращения – 07.04.2020).

2.    Неверное заполнение кадровых документов может быть признано дисциплинарным проступком для работника. на которого возложена обязанность оформлять указанные документы. Например, специалиста по кадровой работе. Согласно профессиональному стандарту «Специалист по управлению персоналом» (утв. Приказом Минтруда РФ № 691н) и положениям «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»(специалист по кадрам) (утв.Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018) такой работник должен знать: порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; порядок составления отчетности по кадрам и основы архивного законодательства и нормативно правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу и др. По действующему законодательству дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).  Применение дисциплинарных взысканий является правом, а не обязанностью работодателя (ст. 192 ТК РФ), и в случае принятия подобного решения руководителем соответствующей организации, – необходимо строго руководствоваться положениями ст. 193 ТК РФ, устанавливающей порядок (процедуру) применения дисциплинарных взысканий.


Просим указать перечень документов необходимых для регистрации коллективного договора, а также правила их предоставления.

Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется на уведомительную регистрацию в Министерство труда и социального развития Ростовской области в соответствии с областным Законом Ростовской области от 24.12.2012 № 1013-ЗС «О некоторых вопросах регулирования социального партнёрства в сфере труда на территории Ростовской области».

Для проведения уведомительной регистрации необходимо направить на электронную почту (rabmest@rambler.ru, trud@protect.donpac.ru) одним письмом:

•    файл коллективного договора (дополнительного соглашения) в формате Word с приложениями (Правила внутреннего трудового распорядка, Положение по оплате труда, Соглашение по охране труда);

•    скан-копию титульного листа, подписанного Сторонами коллективного договора (дополнительного соглашения) с указанием срока его действия (даты подписания), заверенного печатью организации (профсоюза);

•    скан-копии документов, подтверждающие полномочия сторон, подписавших коллективный договор (дополнительное соглашение), заверенные надлежащим образом:

•    приказ о назначении руководителя на занимаемую должность;

•    протокол (выписка) собрания об избрании председателя первичной профсоюзной организации или представителя(ей) трудового коллектива;

•    скан заполненного заявления от имени работодателя с печатью и датой (скачать образец заявления ).

Министерство труда и экономического развития Ростовской области находится по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 161, каб. 501. Тел. для справок: (863) 210-11-41

Какими нормативными документами должен руководствоваться руководитель школы при назначении классного руководителя? Могут ли быть какие-то предпочтения, критерии? Вправе ли руководитель школы отказать педагогу в назначении классным руководителем?

Выполнение обязанностей по классному руководству осуществляется посредством установления данного условия в трудовом договоре. Если трудовой договор заключен, то это производится путем заключения между сторонами трудовых отношений дополнительного соглашения к трудовому договору. Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Кроме того, в данном дополнительном соглашении указывается размер доплаты за данную работу.

Критерии для поручения обязанностей классного руководителя следующие:

- занятие должности педагогического работника;

- письменное согласие работника.

Отказ в выполнении обязанностей классного руководителя (если желание их выполнять исходит от педагога) должен быть обоснованным и не связанным с межличностными отношениями между конкретным педагогом и руководителем образовательной организации.При этом для того, для того, чтобы отменить выполнение обязанностей классного руководителя в середине учебного года и поручить эти обязанности другому педагогу, необходимо наличие объективных оснований (т.е. основания не должны носить субъективный характер), которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении их педагогическим работником, который выполнял данные обязанности до настоящего времени. Для снятия неопределенности с этим вопросом рекомендуется закреплять соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Аргументы (обоснования). Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" не установлена должность «классный руководитель». Поэтому классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору),  где указывается:

- выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Относительно вопросов, связанных с выполнением классного руководства, Минпросвещения РФ направлено в образовательные организации Письмо от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08 "О направлении разъяснений" (по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций) (далее по тексту – «Письмо»), где в частности, указано, что:

1. педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов (п. 3 Письма);

2. выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе. Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов (п. 5 Письма).

3. Согласно п. 6 Письма денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

- выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

- учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

- учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4.В соответствии с п. 7 Письма деятельность, по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Осуществление педагогическими работникам классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

- недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

- преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

- определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

- временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

- возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

5. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе (п. 8 Письма).

6. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем. За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

Просим разъяснить, имеют ли право родители (или другие близкие родственники ребенка) снимать на видео все происходящее в детском саду (не утренник, а обычный рабочий день), когда они приводят или забирают ребенка из детского сада? Если имеют право, то на основании каких документов?

Родители и другие близкие родственники ребенка не имеют права снимать на видео все происходящее в детском саду, приводя его в детский сад или забирая его из него (за исключением утренников и других коллективных мероприятий). Это противоречит, прежде всего, положениям ст. 151.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), поскольку на видео могут «попасть» изображения других граждан – родителей и родственников других детей; другие дети, а также работники детского сада.

Аргументы: Согласно пункта 1 ст. 151.1 ГК РФ «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату".

Так, видеосъемка, о которой спрашивается, не может быть отнесена ни к государственному, ни к общественному или публичному интересу. В частности, к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Также детский сад не относится месте, свободном для посещения (т.е. это не место, открытое для свободного посещения неопределенным кругом лиц). Более того, совершенно очевидно, что нет согласия лиц, попадающих на видео с их согласия за плату. Особый запрет касается съемки несовершеннолетних

Более того, съемка детей на видео без согласия их законных представителей, запрещена. Это обусловлено тем, в соответствии с Семейным кодексом РФ (СК РФ) родители являются законными представителями ребенка (ч. 1 ст. 64 (СК РФ). 

Кроме того, посещение другими родителями и детьми детских садов может быть отнесено к частной жизни граждан (личная и семейная), которая охраняется законом (ст. 152.2 ГК РФ). И никто не вправе её нарушать.

Поэтому бесконтрольная съемка других детей и их родителей, работников детского сада не может быть признана правомерной. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, упомянутой выше, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения (п. 3 ст. 152 ГК РФ).

Поэтому съемка возможна только родителями своих детей и себя для их личного пользования.

Прошу Вас дать разъяснения о возможном вынесении выговора или даже увольнения педагогического работника за аморальное поведение. В образовательном учреждении к педагогу нареканий нет, но педагог стал участником публичного инцидента – ссора с соседями на бытовой почве. С его стороны были зафиксированы факты агрессивного поведения и оскорблений. Может ли директор школы уволить такого работника на основании письменной жалобы, поступившей от граждан?

За совершение аморального проступка работодатель в лице директора школы не вправе применить в отношении учителя (педагогического работника) дисциплинарное взыскание в виде выговора, поскольку данные действия совершены им не по месту работы и не в связи исполнением профессиональных обязанностей.

Дисциплинарный проступок представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч.1 ст. 192 ТК РФ). В данной ситуации речи идти не может о совершении дисциплинарного проступка. Следовательно, применение в отношении учителя дисциплинарного взыскания будет неправомерным. 

Тем не менее, за подобные действия возможно уволить учителя (педагогического работника) за совершение аморального проступка по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При этом – это право, а не обязанность работодателя. 

Действующее трудовое законодательств не содержит определение понятия «аморальный проступок». Под ним на практике понимается поведение, противоречащее общепринятым нормам и правилам (появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, нецензурная брань, драка, поведение, унижающее человеческое достоинство и т.д.). Поэтому указанные действия учителя вполне подпадают под совершение аморального проступка.

Как указывает Верховный суд РФ (см.: п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации") увольнение работников в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), допускается только в отношении тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

В соответствии с ч. 4 ст. 81 ТК РФ увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 8 части первой указанной статьи, в случаях, когда аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем. В данной ситуации днём обнаружения проступка будет дата получения работодателем обращения соседей учителя.

Что касается профсоюзной организации, то она может ходатайствовать перед директором не применять к учителю увольнение и ограничиться беседой о необходимости соблюдать облик педагогического работника, предупредив её о неблагоприятных последствия повторного допущения аморального поведения. Поэтому можно от имени профорганизации направить письменное обращение к директору с просьбой не принимать решение об увольнении учителя (возможно, что у него имеются какие-то награды за труд, длительный педагогический стаж, высокая успеваемость в классе и т.п.). Но директор вправе и не прислушаться к ходатайству профсоюзной организации: такой обязанности у работодателя по закону не имеется. 

Исключение будет составлять случай, при котором в коллективном договоре школы будет закреплено, например, следующее положение: «Увольнение педагогических работников, являющихся членами первичной профсоюзной организации, по инициативе работодателя по любым основаниям допускается только с предварительного согласия первичной профсоюзной организации в лице её выборного представительного органа». Если такое условие не включено в действующий в школе коллективный договор, то об этом следует подумать в будущем.

Кто может получить Ветерана труда? Какой стаж должен быть по современным требованиям? И куда обратиться, если работник подходит под эту категорию?

Не совсем понятно, какое звание «Ветеран труда» имелось ввиду: ведомственное звание или то, которое присваивается на территории Ростовской области («Ветеран труда Ростовской области»)? Поэтому отвечаем на оба вопроса:

Звание «Ветеран труда» на основании ведомственной награды Министерства просвещения Российской Федерации. Руководствуясь пунктом 1.1. ст. 7 федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. 2021 г.) Правительство РФ приняло постановление от 25.06.2016 № 578, которым было утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия (далее – «Положение»). С 01.07.2016 г. действующее правовое регулирование предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить только один знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» (п. 3 Положения). Таким образом, ведомственной наградой Министерства просвещения РФ, которая дает право на присвоение звания «Ветеран труда», является знак отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения» (см.: приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 г. № 5). В соответствии с Положением «О ведомственном знаке отличия Министерства просвещения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее – «ведомственное Положение») знак отличия Отличник просвещения» (далее - знак отличия) является видом награждения Минпросвещения России за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в сфере деятельности общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, иных сферах ведения Минпросвещения России (п. 2 ведомственного Положения). К награждению знаком отличия согласно п. 3 ведомственного Положения могут быть представлены: а) работники подведомственных Минпросвещения России организаций, осуществляющих деятельность в установленной сфере ведения Минпросвещения России; б) лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные гражданские служащие и работники Минпросвещения России; в) лица, замещающие государственные должности субъекта РФ, государственные гражданские служащие субъекта РФ, работники государственных органов субъекта РФ и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в установленной сфере ведения Минпросвещения России; г) лица, замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие, работники органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также работники иных организаций (органов), осуществляющих деятельность в установленной сфере ведения Минпросвещения России. Согласно п. 5 ведомственного Положения – кандидаты на награждение знаком отличия (далее - кандидат) должны одновременно соответствовать следующим требованиям: а) наличие стажа работы в соответствующей сфере деятельности не менее 15 лет, в том числе стаж работы (службы) в представляющей ходатайство о награждении знаком отличия организации (органе) не менее 3 лет. В случае ликвидации (упразднения) организации (органа) или реорганизации организации (органа) с передачей прав и обязанностей (функций и полномочий) другому юридическому лицу стаж работы (службы) кандидата сохраняется и считается непрерывным при определении соответствия его требованиям к стажу работы (службы) в организации (органе), представляющей ходатайство о награждении знаком отличия (далее - ходатайство); б) наличие у кандидата ведомственной или иной награды за заслуги в труде и продолжительную работу (службу) в соответствующей сфере деятельности Минпросвещения России; в) наличие профессиональных заслуг в соответствующей сфере деятельности (сведения о поощрениях и награждениях за эффективную и добросовестную трудовую (служебную) деятельность, о победах во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах профессионального мастерства и (или) иные сведения); г) отсутствие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; д) отсутствие неснятого дисциплинарного взыскания. Процедура (порядок) предоставления к знаку отличия: Ходатайство о награждении возбуждается по месту основной работы (службы) лица, представляемого к награждению. При этом решение о возбуждении ходатайства о награждении знаком отличия возбуждается коллективами по месту основной работы (службы) лица, представляемого к награждению, и рассматривается коллегиальным органом организации (органа) (коллегией, педагогическим советом, общим собранием коллектива). К ходатайству прилагаются: а) представление к награждению лица знаком отличия (образец представления является Приложением к ведомственному Положению). В представлении указываются конкретные заслуги кандидата; б) к представлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие лица требованиям к награждению знаком отличия; в) письменное согласие лица на обработку персональных данных, содержащихся в документах о награждении знаком отличия; г) письменное согласие лица на проведение в отношении него проверочных мероприятий; д) решение коллегиального органа организации, представляющей работника к награждению, подписанное руководителем организации (органа), возбудившей ходатайство о награждении, и заверенное печатью организации (органа). Решение о награждении знаком отличия принимается Министром просвещения РФ на основании ходатайства, представленного на его имя (п. 7 ведомственного Положения). До принятия Министром решения о награждении кандидата знаком отличия документы о его награждении рассматриваются Комиссией по наградам Министерства просвещения РФ (далее - Комиссия), образованной приказом Минпросвещения России. Положение о Комиссии утверждается приказом Минпросвещения России (п. 13 ведомственного Положения). Срок рассмотрения Комиссией документов о награждении знаком отличия не может превышать 90 календарных дней со дня их поступления в Минпросвещения России (п. 14 ведомственного Положения). По результатам рассмотрения документов о награждении кандидата знаком отличия Комиссия оформляет письменное заключение, содержащее рекомендацию о принятии одного из следующих решений с указанием причин для его принятия: а) наградить кандидата знаком отличия; б) отказать в награждении кандидата знаком отличия. Министром в 14-дневный срок со дня получения заключения Комиссии принимается решение о награждении знаком отличия либо об отказе в награждении знаком отличия. Важно иметь в виду, что награждение знаком отличия возможно не ранее чем через 3 года после награждения ведомственной наградой Минпросвещения России (например, Почетной грамотой Министерства). Внимание: с 2016 г. Почетная грамота Минпросвещения России не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Звание «Ветеран труда Ростовской области». Данное звание присваивается на основании областного закона Ростовской области от 20 сентября 2007 г. № 763-ЗС «О ветеранах труда Ростовской области» (в ред. 2021 г.). Согласно данному закону его положения распространяются на граждан РФ, постоянно проживающих в Ростовской области. 

Условия присвоения звания «Ветеран труда Ростовской области»: Звание «Ветеран труда Ростовской области» присваивается лицам, награжденным Почетной грамотой Администрации Ростовской области, Почетной грамотой Губернатора Ростовской области, званием «Почетный гражданин Ростовской области», орденом «За заслуги перед Ростовской областью», орденом Атамана Платова, медалью ордена «За заслуги перед Ростовской областью», медалью «За доблестный труд на благо Донского края», знаком Губернатора Ростовской области «За ратную службу», знаком Губернатора Ростовской области «Во благо семьи и общества», знаком Губернатора Ростовской области «За милосердие и благотворительность», знаком Губернатора Ростовской области «За безупречную службу», знаком Губернатора Ростовской области «Во славу донского спорта», почетным званием «Трудовая династия Дона», Почетной грамотой Законодательного Собрания Ростовской области, памятным знаком «За развитие парламентаризма» или иными званиями, учреждаемыми Правительством Ростовской области, и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, при условии осуществления ими трудовой деятельности на территории Ростовской области в течение не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. В трудовой стаж, необходимый для присвоения данного звания, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые включаются (засчитываются) в страховой стаж для установления страховых пенсий в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Порядок присвоения звания «Ветеран труда Ростовской области»: Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда Ростовской области» (т.е. лично), обращаются с письменным заявлением в орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) по месту своего жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения муниципального района (городского округа). Заявление может быть направлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области. Для присвоения звания «Ветеран труда Ростовской области» представляются следующие документы: 1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; 2) документы о награждении орденами или медалями, о присвоении званий либо о награждении иными наградами, указанными в п. 2.1. настоящей консультации. 3) трудовая книжка; при отсутствии трудовой книжки или в случае, когда в ней отсутствуют записи об отдельных периодах работы, - письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, иные документы, которыми в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации подтверждаются периоды иной деятельности, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж для установления страховых пенсий; в случаях, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда Ростовской области», не велась, - основная информация о его трудовой деятельности и трудовом стаже; 4) в случаях, когда после установления страховой пенсии лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда Ростовской области», продолжало трудовую деятельность и (или) иную деятельность, и она не учтена при оценке пенсионных прав указанного лица, то дополнительно к указанным документам, представляется справка с места работы о периоде, в течение которого за данное лицо начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. С представленных документов при необходимости изготавливаются копии. Орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) проводит проверку представленных документов и не позднее десяти дней со дня их поступления направляет в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении звания «Ветеран труда Ростовской области». Решение о присвоении звания «Ветеран труда Ростовской области» принимается Губернатором Ростовской области и оформляется распоряжением Правительства Ростовской области. Органом социальной защиты населения муниципального района (городского округа) или МФЦ в пятидневный срок со дня поступления распоряжения Правительства Ростовской области, лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда Ростовской области», выдается удостоверение установленного образца. 

Правда ли, что с 1 сентября 2022 года все педагогические работники должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование? Распространяется ли эта норма на административно-управленческий и учебно-вспомогательных персонал? Должны ли проходить это освидетельствование преподаватели колледжей и вузов? Эта процедура будет обязанностью работника или работодателя? Будет ли она включена в ежегодный медицинский профосмотр? За чей счет и как она будет проходить для работника, который впервые постает на работу?

Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ внесены серьезные поправки в раздел Х «Охрана труда» ТК РФ. В связи с этим изменились содержание и структура данного раздела. Так. например, медицинским осмотрам до 01.03.2022 была посвящена ст. 213 ТК РФ, а после 01.03.2022 этот вопрос регулируется ст. 220 ТК РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 220 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются Минздравом РФ с учетом мнения РТК (Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений). С учетом выполнения этой нормы Минздрав России утвердил «Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность» (далее – «Порядок») (см.: Приказ Минздрава № 3424 от 20.05.2022 г.). Порядок определяет процедуру прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, его периодичность, а также виды, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование. В число этих видов деятельности включена: педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 8 приложения № 2 к приказу Минздрава России № 3424). Это означает, что:

- психиатрическому освидетельствованию подлежат исключительно педагогические работники;

- к данной категории относятся педагогические работники всех без исключения образовательных организаций, видовая дифференциация которых установлена ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В отличие от действующих в настоящее время (до 01.09.2022 г.) Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695), в новом Порядке указывается, что повторное прохождение освидетельствования работником не требуется в случае, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности. Следовательно, такая процедура, по общему правилу, должна походить однократно, если только на педагогическую работу работник не поступает впервые или после проведенного обязательного периодического медицинского осмотра выявлены основания для прохождения психиатрического освидетельствования. По крайней мере, это следует из установленного Порядка. Но следует иметь в виду, что более конкретно толковать представленный документ можно будет только после введения его в действие и сложившейся практики его применения, включая судебную практику.

Направление на психиатрическое освидетельствование выдает работодатель (п. 4 Порядка). Порядком установлены требования к содержанию и оформлению направления на психиатрическое освидетельствование, выдаваемое выдается работодателем. Выдавать работнику его нужно будет под личную подпись. Направление можно будет формировать в форме электронного документа с использованием простых электронных подписей работодателя и работника (при наличии технической возможности). Работодатель должен будет организовать учет выданных направлений, в том числе в форме электронного документа (п. 6 Порядка).

Для прохождения освидетельствования работник должен будет предоставить медицинской организации, куда направляется не только направление и паспорт, но и СНИЛС, а также заключения, выданные по результатам обязательных предварительных и или (периодических) медосмотров (при наличии) (п. 7 Порядка).

По окончании осуществления освидетельствования медицинская организация оформит медицинское заключение. В нем будет отражена пригодность работника к осуществлению педагогической деятельности. В порядке также устанавливаются требования к данному документу (заключению). Заключение будет составляться в 3-х экземплярах, один из которых не позднее 3 рабочих дней со дня принятия врачебной комиссией решения о признании работника пригодным или непригодным к выполнению вида деятельности, будет выдаваться работнику под подпись. Второй экземпляр будет храниться в медицинской организации, а третий - направляться работодателю, но при наличии согласия работника. При наличии технической возможности выдавать заключения можно будет в форме электронного документа.

Обратите внимание также на то, что:

- на время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ);

- в данном случае медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, в том числе при приеме на работу (ч.9 ст. 220 ТК РФ).

Действие Приказа Минздрава России № 3424 от 20 мая 2022 г ограничена во времени: срок окончания 01.09.2028 г.

C 1 июня 2022 года в Ростовской области отменены противоэпидемические меры, введенные весной 2020 года в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Соответствующий документ подписал губернатор региона Василий Голубев и было отменено постановление правительства области №272. В частности, на территории нашего региона больше не действует обязательный масочный режим. Остается ли в настоящее время обязательной вакцинация работников образования от коронавирусной инфекции. Многие работники прошли вакцинацию в сентябре и октябре 2021 года (есть сертификаты, выданные сроком на 1 год) - будут ли они допущены к образовательному процессу и смогут ли приступить к своим обязанностям с началом учебного года? Или же необходимо пройти ревакцинацию?

Постановление Заместителя Главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 1 июля 2021 г. № 4 «Об обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельных групп граждан» (далее – Постановление № 4). Согласно этому документу обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, и работники образовательных организаций (п. 1.1. Постановления). Данный документ до настоящего времени не отменен и является действующим.

Вместе с тем, 01 июня 2022 г. постановлением Правительства Ростовской области от 1 июня 2022 г. № 470 было отменено действие постановления Правительства Ростовской области от 5 апреля 2020 г. № 272 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Тем не менее, в соответствии со ст. 10 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ № 157-ФЗ) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2021 № 1122н. Так, профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS- СоV-2, включена в вышеуказанный календарь.

Граждане, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (далее - Перечень), подлежат обязательной вакцинации. В случае непроведения профилактических прививок такие граждане отстраняются от работы либо не принимаются на нее (п. 2 ст. 5 ФЗ № 157-ФЗ). В соответствии с указанным Перечнем лица, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (вне зависимости от занимаемой должности), подлежат обязательной вакцинации (п. 12).

Следовательно, отстранение от работы (недопущение к работе) из-за отсутствия прививки против коронавирусной инфекции возможно при соблюдении одновременно двух условий:

- наличие решения главного санитарного врача РФ или главного санитарного врача субъекта РФ о проведении профилактической вакцинации по эпидемическим показаниям;

- работа включена в утвержденный Правительством РФ перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В свою очередь, стоит учитывать, что на основании ст. 10 ФЗ № 157-ФЗ решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. О необходимости принятия соответствующих постановлений (решений) главными государственными санитарными врачами субъектов РФ речь идет и в п. 66 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4.

Вывод: Поскольку на территории Ростовской области действует указанное выше Постановление Заместителя Главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 1 июля 2021 г. № 4, – до его отмены нельзя считать вакцинацию от коронавирусной инфекции необязательной даже после прекращения действия постановления Правительства РО № 272. Поэтому после истечения срока действия вакцины, следует пройти новую вакцинацию.